Без тележек и корзинок: эпоха гипермаркетов завершается

Ретейл делает ставку на магазины у дома и дискаунтеры.

Два некогда самых популярных формата FMCG–магазинов прекратили рост. Аналитики фиксируют, что количество гипермаркетов снижается, а супермаркетов не растёт. При этом продолжает увеличиваться число дискаунтеров и магазинов у дома. В агентстве INFOLine ожидают, что в ближайшие годы этот канал будет самым растущим в сегменте FMCG. Аналитики M. A. Research прогнозируют, что доля дискаунтеров и магазинов шаговой доступности к 2025 году может составить около 50% сетевого продовольственного ретейла.

Генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева–Эр отмечает, что пандемия значительно повлияла на российский рынок FMCG, фиксируется сокращение количества розничных точек. «Пока, к сожалению, это системная тенденция нашего времени. Потребитель предпочитает осуществлять покупки в меньшем объёме. Для этого подходят форматы “дискаунтер” и “магазин у дома”», — констатирует она.

Проиграли в ценовой войне

В середине марта сразу две крупные сети заявили, что собираются пробовать новые форматы. «Лента» в 2021 году начала открывать магазины у дома. При этом полностью от формата гипермаркета в сети отказываться не собираются. Группа «О’Кей» анонсировала планы по открытию 30–40 точек дискаунтеров «ДА!», а к 2024 году предполагается, что в стране будут работать около 200 таких точек. Ретейлер хочет изменить стратегию работы: сделать упор на продукты категорий «фреш» и «ультрафреш» и уменьшить торговые площади магазинов.

Партнёр M. A. Research, руководитель направления «Ретейл» Анна Синявская видит несколько причин того, что количество гипермаркетов ежегодно сокращается. «Во–первых, это снижение показателей международных сетей “Ашан” и “МЕТРО”, работающих в формате классического крупноформатного магазина. Первые в итоге начали закрывать магазины с низкими показателями. Вторая причина — ассортимент гипермаркетов на 45–50% состоит из непродовольственных товаров, которые покупатели постепенно начинают либо заказывать онлайн, либо покупают в магазинах других форматов. Да и в принципе онлайн–торговлю всё больше предпочитают те покупатели, которые раньше чаще совершали покупки в гипермаркетах. Наконец, последняя причина — переформатирование гипермаркетов в дарксторы. Эта тенденция началась в прошлом году и сейчас укрепляется», — поясняет Синявская.

Рассматривая традиционные супермаркеты, эксперт указывает, что этот формат проигрывает в ценовой войне дискаунтерам, магазинам у дома, онлайн–торговле и специализированным сетям.

«Супермаркеты разнятся по торговой площади, по ассортименту, по целевой аудитории, по торговой наценке. Из–за этого и получается, что результаты в целом по формату низкие по сравнению с другими», — добавляет она.

Обязательно к прочтению!

Материалы на сайте размещаются в соответствии с условиями, представленными на странице "Условия".

Публикация, размещенная на данной странице, является исключительно выражением личного мнения её автора! Автор указан рядом с заголовком публикации.

Этот материал никак не связан с сотрудниками сайта или его владельцем и не обсуждался с ними перед публикацией!

В случае, если данная публикация нарушает Ваши права, просьба перейти на страницу "Контакты" и следовать предложенной там инструкции.