Регистрация

Статьи

 Аренда помещений [255]   Бизнес и финансы [427]   Быт и домашнее хозяйство [102]   Гостиницы [24]   Здоровье [127]   Инвестирование [19]   Культура и искусство [62]   Недвижимость [1188]   Отдых и путешествия [149]   Приусадебное хозяйство [11]   Промышленность [139]   Прочее [1090]   Добавить статью 

Какие типы бизнес-процессов существуют?

    Бизнес-процессы бывают разные. Обычно выделяют четыре типа процессов: основные, обеспечивающие, процессы развития, процессы управления.

    При построении системы бизнес-процессов в компании нужно учитывать их отличия. Предлагаю разобраться, чем они отличаются друг от друга и как ими заниматься.

    Основные процессы

    Основные процессы — это процессы которые образуют сквозную цепочку создания ценностей для клиентов, начиная с закупки материалов до конечного продукта..

    Основные процессы выстроены хорошо, если клиент полностью удовлетворен качеством продукта или услуги.

    Важно: у каждой компании и в каждом виде бизнеса своя цепочка основных процессов.

    Давайте приведем пример основных процессов для некой производственной компании. Это могут быть такие процессы, как: закупка материалов для производства продукции, продвижение товаров на рынке, деятельность связанная с рекламой и увеличением числа клиентов, маркетинг.

    Результатом маркетинговой деятельности является клиенты, которые хотят что-то у нас приобрести, тогда появляется процесс продажи продукта, процесс доставки товаров клиентам и послепродажное обслуживание, может быть какой-то особенный сервис.

    = >> Напишите в комментариях, какие основные процессы существуют в вашей компании?

    Обеспечивающие процессы

    Второй тип процессов - это обеспечивающие процессы. Ключевая особенность в том, что их клиентами являются внутренние клиенты, а не внешние, то есть они создают результаты для внутренних клиентов — продукты или услуги.

    Если основные процессы все выводят на конечного клиента на рынке, то для обеспечивающих клиентом является какой-то внутренний потребитель: сотрудники подразделения компании и внутренние основные процессы. Так, например, один отдел в компании будет внутренним клиентом для другого отдела компании.

    Примерами типичных обеспечивающих процессов могут быть: бухгалтерский учет , юридическое обеспечение, IT обслуживание внутренних пользователей, делопроизводство и так далее.

    Можно сказать, что это процессы, которые обеспечивают нормальную бесперебойную работу компании.

    Обеспечивающих процессов в каждой компании не меньше, чем основных. Обеспечивающие процессы могут влиять на конечный результат, который получает клиент, только опосредованно, не напрямую.

    Процессы развития

    Если основные процессы дают результат в виде продукта для клиента, то процессы развития дают результат в виде продукта для бизнеса, то есть каждый процесс развития создает какой-то актив, который нужен бизнесу, для того чтобы улучшить какие-то бизнес-характеристики.

    Например, улучшить конкурентоспособность, повысить прибыльность, снизить затраты, повысить эффективность на каких-то участках и так далее.

    Новые продукты и услуги — это типичный процесс развития, в который мы инвестируем, неся определенные риски, за это платят акционеры и компания.

    То есть в конечном счете компания инвестирует свою прибыль в создание новых продуктов, создание новых брендов. Всегда создается какой-то актив — материальный и нематериальный.

    Очень удобно структурировать процессы развития по видам активов: создание нового

    бренда, создание каких-то новых структурных подразделений и филиалов в новых регионах, создание новых направлений в бизнесе, диверсификация, внедрение или модернизация новых информационных систем, создание каких-то организационных систем, внедрение системы планирования и т.д.

    Цель процессов развития — улучшить показатели бизнеса.

    Важное отличие: основные процессы делаются за счет средств клиента, и клиент оплачивает нам товары и услуги, а процессы развития финансируются за счет прибыли компании или привлеченных внешних инвестиций, то есть это всегда инвестиционные процессы.

    =>> Напишите в комментариях, какие процессы развития вы выделили в вашей компании?

    Процессы управления

    В отличие от всех предыдущих типов процессов, процессы управления ничего не производят, в них нет никакого продукта, но без них ничего не работает.

    Это деятельность над деятельностью, как говорил Георгий Щедровицкий.

    Практически всем процессам — основным и обеспечивающим, процессам развития, соответствуют какие-то процессы управления. Еще одна особенность процесса управления в том, что они все имеют одинаковую структуру.

    Все остальные типы процессов имеют различную структуру, а в процессах управления одинаковая последовательность действий. Один процесс управления от другого будет отличаться только по содержанию.

    То есть любой процесс управления, на каком бы уровне он не происходил: стратегическом, тактическом или оперативном, к какой бы функциональной области не относился, имеет определенные основные элементы: определение целей, планирование, мониторинг тех показателей, которые мы поставили, как целевые, анализ, как важный элемент, позволяющий нам понимать, что происходит в нашей системе, и служит основой для принятия решений и пр.

    Процессы развития больше похожи на проекты, потому что они обычно не цикличные, а единоразовые. Например, внедрение новой системы управления, на мой взгляд следует рассматривать, как процесс, и управлять соответственно.

    Надо понимать, что в основе проекта лежит процесс, есть 12-15 базовых процессов управления проектами, то есть проектами управляют через процесс, поэтому о процессах развития правомерно говорить, но понимая, что на самом-то деле каждая конкретная задача развития решается в форме проекта.

     

    Источник: Консалтинговая компания iTeam / Опубликовано: 20.12.2018

Разместить новость ...         Разместить статью ...

Постоянная ссылка на этот материал: http://e-kom.ru/static/2/feed-40625.html